ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Валентина Мукасеева, Башкортостан

 

Учительница Лена

 

     В маленьком приуральском городке вместе с обычными-преобычными людьми жила необычная девочка Лена семи лет. А была она необычна тем, что очень хотела стать учительницей. Взрослые даже качали головой, улыбались и говорили: «Какая умная девочка, будет очень хорошая учительница». Лена поверила в это. Сложно сказать: почему она решила стать учительницей. Может быть, это, потому что близкие ее много и часто воспитывали: не жуй передними зубами – говорила мама, играй в своей комнате – твердил папа, не складывай локти на стол – учила бабушка, не шуми – приказывал дедушка. А может быть и потому, что школьная учительница была молодая и красивая. Когда она входила в класс, по помещению сразу разносился тонкий аромат её пахучих духов. Учительница тоже воспитывала детей, но дети частно не слушались, тогда она вставала и говорила:

     – Сейчас наступает минута тишины. Кто первый произнесет слово, тот получит в дневник двойку.

     Тогда в классе становилось тише. Лена тоже брала пример с учительницы: как красиво поднять бровь, как понизить голос, как сказать что-нибудь смешное и обидное – всем этим хитростям Лена научилась у неё.

     Дома после уроков и домашних заданий Лена начинала всех учить. Кого это всех? Конечно, кукол, потому что учить родителей запрещали сами родители. Кукол у нее было мало. Так как она пошла в первый класс, а значит стала большая, все игрушки отдали двоюродной сестре. Жалко было игрушки, но ничего не поделаешь: началась взрослая жизнь. У Лены остались две куклы. Она сажала их на диван и начинала показывать: как пишутся буквы. С заданиями куклы не справлялись. Все у них получалось вкривь и вкось. Тогда Лена, насупив брови, начинала их ругать:

     – Да, вы просто безобразницы, – говорила она.

     Но куклы молчали и ничего не могли ответить. Скоро Лене они наскучили. И Лена начала думать: кого же взять в обучение. Дома у девочки жила кошка Муська. Тогда руки Лены дошли до кошки. Муська начала изучать программу первого класса. Лена тыкала морду Муськи в учебник. Пыталась вставить ручку между когтей и много ругалась. Мама и папа спрашивали:

     – Лена, чему ты её учишь?

     – Хочу научить читать и писать.

     – Но ведь это кошка.

     – И что, что кошка? Она очень умная. Когда стащила колбасу со стола, так сразу спряталась. А тут отлынивает.

     Так кошка училась писать и считать неделю. Пока однажды, забившись в угол перед началом нового урока, не расцарапала Лене все руки. Она урчала, глаза её блестели зеленым огоньком. С этих пор Лена стала считать кошку лентяйкой.

     – Нечего кормить эту двоечницу, – говорила она.

     Но родители все равно кормили Муську, а Лене строго настрого приказали больше кошку не учить.

     Но учительский талант не дремал. Лене просто нужно было кого-нибудь учить. Поэтому она взялась за своего младшего брата. Ему было пять лет. Просто неуч-неучем. Работы с ним было непочатый край. Так всем и говорила Лена, подчеркивая, что она намного умнее его и знает раза в три больше. Всякий раз, когда Женя надевал костюм медведя и начинал играть в зоопарк, Лена брала его за руку и вела к себе в комнату. Женя плакал, сопротивлялся. Но Лена считала зоопарк бесполезным занятием и начинала проводить время с братом с толком.

     – Садись, – говорила она. Будем проходить букву «у». Скажи: «У». Смотри, как она пишется.

     Женя сначала сопротивлялся, но потом мама сказала, что сестренка плохому не научит, ведь она будущая учительница. После этих слов Женя смирился со своей участью ученика. Делал он поразительные успехи. За две недели выучил буквы и начал складывать их в слоги. А Лены говорила: «Вот видите, какая я хорошая учительница».

     На занятиях Лена нетерпеливо бросала брату слова:

     – Читай ты быстрее. Ну, что ты как черепаха!

     А Жене было очень обидно, что за все его усилия он получает такое противное прозвище «черепаха». Лена продолжала постоянно подгонять его. Иначе, считала она, Женя просто разленится. В один прекрасный день Лена потребовала, чтобы Женя начал читать не вслух, а про себя. Женя испуганно посмотрел на Лену и сказал:

     – А как это?

     – Как, как… Ничего ты не понимаешь. Это значит мысленно.

     – Я про себя не могу.

     – Это еще почему?

     – Потому что про меня здесь ничего не написано.

     Лена объясняла, как читать в уме. Но Женя все равно вслух произносил слова. Получился страшный скандал. Лена сказала, что Женя – тупица.

     Женя ответил, что она самая плохая учительница и со слезами на глазах долго жаловался маме. Напоследок мальчик категорически заявил, что больше он учиться с Леной не будет.

     А Лена… Лена погрустила, что опыты с куклами, кошкой и братом не удались. Но не оставила своих попыток найти: кого бы поучить.

© 2016 Московская организация литераторов Союза литераторов РФ