ЧЕМ БЛИЖЕ ЛЮДИ К СОБСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ, ТЕМ ОНИ БОЛЕЕ СОХРАННЫ… (Юрий Мамлеев)

25.12.2019

26 декабря в Подкопаевском переулке на крутой Ивановской горке, в Белых лофт-залах собралось сообщество творческих людей на предновогодний вечер Союза литераторов. Прозаики, поэты, барды, философы, лингвисты, литературоведы, среди которых выделялись китаисты, латиноамериканисты и абсолютно все прочие, с гитарами, с укулеле и без, и acapellas, и даже пришедшие только со своими текстами в руках или в телефонах.

Подготовили и провели вечер Наталья Рожкова, Нина Давыдова и Дмитрий Цесельчук.

А площадку для всех организовал один из старожителей нашего Союза, он же ежегодный Дед-Мороз – Александр Яковлевич Олейников – поэт, прозаик, руководитель Ярославского областного отделения СЛ РФ.

Вечер начался с торжественного вручения литпремий.

 

Премию «Словесность» за 2019 год вручили Прокофьевой Виктории Юрьевне, доктору филологических наук, профессору СПбГИКиТ, автору более 200 научных работ – за книги «5000 знаков об известных книгах», книжная серия «Визитная карточка литератора» и «5000 знаков об известных фильмах», книжная серия «Госстипендиат».

Премия Юрия Мамлеева за 2019 год вручена Строганову Александру Евгеньевичу, поэту, драматургу, автору более 60-ти пьес, прозаику, при этом ещё и знаменитому врачу-психиатру из Барнаула, председателю Алтайского краевого отделения СЛ РФ. Премия присуждена за книги стихотворений «Синкопы», книжная серия «Визитная карточка литератора» и «Почтальоны», книжная серия «Госстипендиат».

А также премия Юрия Мамлеева за 2019 год вручена Герасимову Алексею Олеговичу, прозаику, председателю Кемеровского областного отделения СЛ РФ за сборник рассказов «Праздник, который ужасен», книжная серия «Визитная карточка литератора», Алексей Герасимов – ученик Юрия Витальевича Мамлеева.

На предновогодний вечер, очевидно, с целью увидеть первого в своей жизни живого Деда-Мороза и повидаться, спустя четверть века, с председателем Союза литераторов, пришел бывший референт Д. Ю. Цесельчука в 90-х гг. прошлого века поэт Дмитрий Тонконогов. Он даже не стал читать свои стихи из газеты «МОЛ», процитированные в воспоминаниях Александра Строганова, а всё с изумлением смотрел на газету «МОЛ» в новом формате, разводил руками в стороны и шептал: «А я её помню вот такой, большой…». Да, вот сколько воды утекло за 25 лет…

А высокую ноту исповедальности задал в самом начале вечера сопредседатель нашей организации Вячеслав Дмитриевич Сысоев – поэт, прозаик, действительный государственный советник юстиции II класса, почетный адвокат России. В ответном слове после вручения ему диплома за сборник рассказов, стихов, статей «В полях прозрачней тишина…», рассказал, как эта книга помогла ему выжить после тяжелейшей операции: «Эта самая дорогая для меня книга была собрана стараниями моих коллег и друзей Нины Давыдовой и Дмитрия Цесельчука, как раз к этому тяжелейшему моменту в моей жизни…».

В течение четырёх с половиной часов в Белых залах в старинном Подкопаевском переулке, что рядом и с Ивановским монастырём и с Хитровкой, звучали стихи, эссе, тосты, новые и давно полюбившие песни наших бардов. И аура, возникшая в самом начале встречи, никуда не исчезала и только загустевала и текла через край под аккорды гитар Потапа Могутова, Григория Тачкова Лидии Оганесян, Алены Русановой, Дмитрия Курилова и acapellas Марлены Мош. Большинство тосто-авторов поднимали одноразовые бокалы за Мышь, даже сама Тамара Клейман, царица афоризма:

 

ТОСТ к Году Мыши, 2020

 

Мышонок – он довольно ловкий,

Чтоб обойти все мышеловки,

Чтоб не попасться кошке в лапы,

Чтоб сыра куш себе оттяпать,

Чтобы разбить хвостом яичко

И репку вытянуть отлично,

Чтоб в терему большом пожить

Да и с компьютером дружить.

Так выпьем , други,

Без натуги

За то, чтоб в Мышкином году

Хватало на питье-еду,

На вдохновенье, сочиненье,

На радость и отдохновенье!

За то, чтоб в год белесой Мыши

Нам не сносило больше крыши,
Чтоб жизнь была легка, проста,

Как взмах мышиного хвоста!

 

Дипломантов и лауреатов сменяли литераторы, среди которых была и знаменитый испанист, поэт-переводчик Наталья Ванханен, кавалер Ордена Габриэлы Мистраль, и поэт-переводчик Виктор Коллегорский, читавшие в этот вечер не переводы, а свои собственные стихи, как и Александр Воловик, Ольга Бибикова, Владимир Пыхов, Ксения Радионова и сын её Степан, София Селектор, Вера Липатова, Татьяна Горохова, лауреат премии им. Фазиля Искандера 2019 г. Владимир Делба, Ингрид Кирштайн, Игорь Бурдонов, Владимир Кустов, Татьяна Гордиенко, Кристина Усова, Людмила Серова, Алексей Зуйков, тосты с пожеланиями поднимали Борис Якубович, Сергей Шелов, Наталья Глянц, Олеся Бобровницкая, Илья Цесельчук…

В числе награжденных упомянем сразу целую секцию Союза – «Кашалот», во главе с Николаем Калиниченко – Стив Бургундец, Екатерина Любимова, Пётр Кифа, Элина Чернева, Дмитрий Ерохин… А также награждались сотоварищи по секции «Старая школа» вместе с руководителем Борисом Илюхиным.

Не обошлось на вечере и без BATTLE. Схватка разгорелась из-за символа 2020 года – Мышь или Паук? Права Мыши отстаивала Наталья Рожкова, сопредседатель Союза литераторов, а Паука – Нина Давыдова, главный редактор газеты «МОЛ».

 

 

ТЕКСТ НАУЧНОГО ДОКЛАДА РОЖКОВОЙ НАТАЛЬИ ЕВГЕНЬЕВНЫ

 

Руководство Союза литераторов получило письмо от группы товарищей — членов клуба «Анонимные мышевидные грызуны». Авторы послания настоятельно требуют, чтобы наша газета «МОЛ» отказалась от традиционной рубрики «ЛитКот» и преобразовала её в рубрику «ЛитМышь». Далее идут ссылки на статьи Уголовного кодекса РФ «Об унижении чести и достоинства», «Запугивание», «Жестокое обращение с животными». Для ответа мы были вынуждены рассмотреть образ мыши в мировой литературе.

Одна из первых сказок, которые родители читают детям – «Курочка-Ряба». Как писал В. Пропп, ничтожность начала сюжета оборачивается катастрофой. Кто же виновник трагедии? Мышка, махнувшая хвостиком. Она лишила деда и бабку их имущества, а при нынешних пенсиях старики едва ли смогут нанять хорошего адвоката, что возместить ущерб.

Затем дети читают уже сами. В сказке Андерсена «Дюймовочка» говорится, что полевая мышь «была, в сущности, добрая старуха». Тем не менее, она понуждает Дюймовочку к вступлению в брак со своим соседом-кротом и переходит от психологического давления («у него бархатная шуба») к угрозе физического насилия: «Не капризничай, а то я укушу тебя своим острым белым зубом». Можно также вспомнить строящего всяческие козни героям сказки Гофмана Мышиного короля или космополитического, уже утратившего образ реальной мыши (где вы видели у этих млекопитающих такие здоровенные уши?) Микки-Мауса.

Дети взрослеют, и обращаются уже не к сказкам. Как в песне поётся: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». «Певица Жозефина или Мышиный народ» — последний рассказ Франца Кафки, финальный аккорд его собственного творчества. Мышиный писк — всё, на что способен поэт, музыкант, художник: так плоды его искусства видятся обывателю. А если пипл и полюбит чьё-то творчество, то это не подтверждает гениальность творца, скорее, наоборот. Порою ненависть иных людей ценнее их любви.

Вывод: образ мыши несёт разрушительное начало. Предыдущий Папа Римский Иоанн Павел II советовал смотреть советские мультики, так как они учат ребёнка сочувствию ко всему живому. Особенно нравился понтифику Кот Леопольд, неизбежно прощавший докучавших ему мерзавцев (обладавших, кстати, не только малосимпатичными голыми хвостами, но и тоже неестественно большими ушами).

И если С.Я. Маршак учёл просьбу детей и переделал «Сказку о глупом мышонке», где заглавного героя не съедает кошка, как в первоначальном варианте, то руководство Союза литераторов нашло доводы уважаемых оппонентов неубедительными, и мы сохраняем рубрику «ЛитКот» в газете «МОЛ».

Мышь не прошла отдельной рубрикой в газету «МОЛ», но на первой полосе декабрьского номера неожиданно появился панегирик (хвалебная речь) пауку. Так кто же из них настоящий символ 2020 года?

 

 

ТЕКСТ НЕ МЕНЕЕ НАУЧНОГО ДОКЛАДА ДАВЫДОВОЙ НИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

 

Итак, пока весь мир готовится к году КРЫСОМЫШИ, газета МОЛ, самая маленькая литгазета в мире, тем не менее, несмотря на свою малость, провозгласила в начале декабря о своём крутом повороте от восточного к славянскому календарю. И, невзирая на косые и прочие взгляды попутчиков, газета погрузилась в паутину паука, а точнее, Прядущего Мизгиря, прибытие которого ожидается в 20-х числах марта 2020 года.

Жизнь в России по Славянскому календарю была отменена Указом царя Петра I. Более того, его реформа отменила и 5 с половиной тысяч лет от Сотворения Мира, остановившись на 1700 году от Рождества Христова. Так что, поворачиваясь к славянскому летоисчислению, мы вступаем в 7528 год.

А что же Паук? Это беспозвоночное животное обычно наводит страх и ужас на почти каждого человека. Но если крысомышь тоже пугает свом видом, так она ещё и пользу в дом не приносит, одно разорение. Паук не такой: он в паутину свою и мух, и тараканов затягивает, так что польза от него в хозяйстве налицо.

Но отвлечёмся от бытовых проблем, давайте воспарим. Сидящий в центре своей паутины, паук даже считается символом солнца, создателем Космоса, творцом жизни, хотя всегда готов к убийству. И при этом он символ борьбы с нечистью, изгнания бесов, исцеления, символ благосостояния дома.

А как же мировая литература воспринимает Паука?

Например, как пишет Кантор, «романы Достоевского переполнены катастрофами, но любопытно, что сопровождаются эти катастрофы насекомыми — тарантулами, тараканами, пауками. И это не случайные твари. Митя Карамазов цитирует Шиллера: «Насекомым сладострастье — Ангел Богу предстоит».

Человек у Достоевского — между ангелом и насекомым. Причем насекомое у него как вестник дьявольского мира. Сюда же относятся и существа, к которым с давних пор отношение как к обитателям подземного мира, проникающим часто в мир людей. Так, крысы едва ли не главные жильцы дома Федора Павловича Карамазова, куда вскоре явится и черт. Все герои писателя на грани небытия. «Не стоит кричать и чувствовать боль, потому что две недели только осталось жить», — сообщает персонаж «Идиота» Ипполит и рассказывает о страшном тарантуле, посетившем его… Не исключено, что этот эпизод повлиял на гениальный рассказ Кафки «Превращение». У Кафки, однако, — путь один: в небытие, в мировую бездну, перед которой его охватывает нечеловеческий ужас, ибо герой чувствует, говоря словами Хайдеггера, «нетость Бога».

 

Небезынтересны и полезны для знакомства с паучьей сутью стихи поэтов Серебряного века об этих животных (а пауки – это животные, не больше и не меньше).

Итак:

 

Николай Гумилев:

 

Вечерний, медленный паук

В траве сплетает паутину, —

Надежды знак. Но, милый друг,

Я взора на него не кину.

 

Всю обольстительность надежд,

Не жизнь, а только сон о жизни,

Я оставляю для невежд,

Для сонных евнухов и слизней.

 

Мое «сегодня» на мечту

Не променяю я и знаю,

Что муки ада предпочту

Лишь обещаемому раю, —

 

Чтоб в час, когда могильный мрак

Вольется в сомкнутые вежды,

Не засмеялся мне червяк,

Паучьи высосав надежды.

 

Константин Бальмонт

 

Я окружен огнем кольцеобразным,
Он близится, я к смерти присужден, —
За то, что я родился безобразным,
За то, что я зловещий скорпион.
Мои враги глядят со всех сторон,
Кошмаром роковым и неотвязным, —
Нет выхода, я смертью окружен,
Я пламенем стеснен многообразным.
Но вот, хоть все ужасней для меня
Дыханья неотступного огня,
Одним порывом полон я, безбольным.
Я гибну. Пусть. Я вызов шлю судьбе.
Я смерть свою нашел в самом себе.
Я гибну скорпионом — гордым, вольным.

 

К счастью, не столь беспросветно и безнадёжно в стихах поэтов нашего Союза литераторов. И тон задаёт наш председатель, Дмитрий Цесельчук, предлагая в наступающем году Прядущего Мизгиря просто почувствовать себя пауком и возглавить движение в направлении счастья и творческих удач, а всех остальных временных сородичей превратить в весёлых танцоров.

 

Дмитрий ЦЕСЕЛЬЧУК

 

* * *

                Не хочу, чтобы ты был

                садовником Мюллером

                                                   жена

 

Я – не Мюллер я – Глен Миллер,

У меня большой пропеллер,

А ещё на попе – грелка

Я летаю, как тарелка.

Я – летающий тарантул.

Паучище Скорпион

Так разок меня шарахнул,

Но не победил и он.

Победила тарантелла –

Танец гибралтариян.

Там тарелка моя села

Прямо в море-океян.

И на грелке, как на лодке,

Пересек я Гибралтар,

Из горла хлебнувший водки

Супер-гипер-кибер-стар.

И, красивый как идальго,

Зазывал русалок в круг.

И плясала в море килька.

Я – не Мюллер.

             Твой супруг.

 

После авторского чтения Дмитрием Цесельчуком своего стихотворения, Нина Давыдова предложила не увлекаться полемикой и экзотикой, а помнить слова Юрия Витальевича Мамлеева: «…чем ближе люди к собственной традиции, тем они более сохранны».

 

В унисон с разборками между мышами и пауками прозвучали танкетки Евгения Харитонова и Ксении Мироновой, представителей двух литературных династий Союза, неожиданный батл, победителем которого можно было бы назвать Ксюшу, написавшую последнюю танкетку на чистейшем китайском языке, как, впрочем, и все остальные свои стихи – русский поэт, сочиняющий свои стихи на китайском, как более подходящем для нюансировки лирики, для передачи тончайших оттенков чувства. Ну и Союз собрался сегодня в Белой Комнате!

Себя хвалить не принято, но не похвалишь – и никто не поинтересуется, откуда мы такие взялись? – От Петроградского союза поэтов Александра Блока и Николая Гумилева и «Профессиональных комитетов писателей, членами которых были такие литераторы как Пастернак, Мандельштам», о чем и запись в Уставе имеется. Кстати, одним из дипломантов 2019 года стал молодой юрист, госстипендиат 2019 года в номинации «Талантливый молодой автор России», награжденный за текст своего доклада о Союзе литераторов России на одном из заседаний в Госдуме Российской Федерации. Его идея о щадящем надзоре государства за творческими общественными организациями: о перенесении акцентов с надзора на создание условий для процветания творческих союзов, открывает для творческих людей новые перспективы.

А вот что необходимо для этого: каждый литератор должен стремиться найти своё «литературное лицо», оттачивая мастерство с оглядкой на коллег по цеху, ну, и на классиков – в первую очередь. Тогда и со словарем пофартит, как нашему национальному гению Игорю Северянину и другим титанам Серебряного века, и всем их великим предшественникам. Слово всегда было разящим оружием. И не нам, литераторам, забывать об этом. А составят словари или нет – дело десятое. Главное: как наше слово отзовется! Каковы будут контуры Будущего, проступающего сквозь литеры нашего повседневного труда. Попытаемся сказать свое «нет» эпохе постмодернизма. Но это уже не хроника, а дацзыбао получается.

С Наступающим Новым годом вас, дорогие соратники и читатели! Удачи и Просветления!

 

Ваши МОЛовские летописцы

Please reload

Избранные публикации

Литературное шоу «Навстречу Всемирным дням поэзии»

16.03.2016

1/1
Please reload

Недавние публикации
Please reload

Архив
Please reload

© 2016 Московская организация литераторов Союза литераторов РФ