«Поэзия – это отображение жизни» (Аристотель). Или нет?

10.12.2019

 

Вечер с таким названием прошел 10 декабря 2019 года в Союзе литераторов России. Местом проведения была выбрана библиотека № 164 с символическим названием «Просвещение трудящихся».

Вечер проводился в достаточно новом для его участников формате. Это был вечер-дискуссия. Как известно, дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование, обсуждение) – это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса участниками, защищающими одну из двух противоположных точек зрения. Цель дискуссии – поиски истины (в отличие от полемики (победа любой ценой) и диспута (победа, как и все ходы, определены заранее)). По форме взаимодействия дискуссия предполагает уважительное отношение участников друг к другу и к чужому, несовпадающему с твоим, мнению.

 

Ведущая дискуссии Вера Липатова (председатель секции поэзии в СЛ РФ, поэт, автор нескольких поэтических сборников) обратилась к ее участникам с просьбой определиться в понятиях: выбрать из нескольких словарных значений слова «поэзия» именно то, относительно которого предполагается дискутировать.

Поэзия (греч. poiesis – творчество) – 1) словесное художественное творчество, образное выражение мысли в слове; 2) стихотворная ритмически построенная речь (в отличие от прозы); 3) совокупность стихотворных произведений какого-л. народа, времени, поэта или группы поэтов; 4) *очарование, обаяние; что-л. прекрасное, возвышенное, волнующее.

После того, как было принято основополагающим для данной дискуссии одно из значений понятия «поэзия», а именно «словесное художественное творчество», участники разделились на две команды.

Дискуссия разгорелась не на шутку. Высказывались разнообразные мнения, приводились интересные доводы, поэты в качестве аргументов читали свои стихи. Стихи встречались участниками дискуссии с особым воодушевлением.

Ведущая предлагала все новые и новые аспекты обсуждения избранной темы, помогая то команде ЗА, то команде ПРОТИВ.

Для команды ЗА. Вот что утверждал Аристотель в своем фундаментальном (хотя и небольшом) труде «Поэтика» (в переводе М. М. Позднева): «Представляется, что поэзию породили две причины, причем обе – природные. Во-первых, отображать нечто путем подражания свойственно людям с детства; человек отличается от прочих животных тем, что он – самое подражательное из них; и начатки знания человек получает посредством подражания. И, во-вторых, радоваться отображениям присуще всем людям. Доказательством служит то, что постоянно происходит со всеми. Ибо на изображения тех вещей, зрелище которых доставляет нам печаль, выполненные с большой точностью, мы смотрим с удовольствием…» [Глава IV]. «Знание предмета для поэта то же, что прочность материала для архитектора» (Сэмюэл Джонсон). «Когда поэту не нужен и не понятен окружающий его человеческий мир, то он сам остается ненужным и непонятным для окружающего человеческого мира» (Георгий Валентинович Плеханов).

Для команды ПРОТИВ. «Подлинные поэты встречаются со своими персонажами лишь после того, как создали их» (Элиас Канетти). «В поэзии нет фактов, а есть слова, нет реальности, а есть образы» (Бенедетто Кроче).

Очень активное участие в дискуссии приняли Председатель Союза литераторов России Дмитрий Юрьевич Цесельчук, Ученый секретарь Института русского языка имени В. В. Виноградова Владимир Алексеевич Пыхов, поэт Мария Панфилова, поэт и певица Марлена Мош, председатель Пермского отделения СЛ РФ Наталья Трясцина, организатор арт-проекта «Союз муз» Виктор Николаевич Царев, поэт Анна Кесарева, а также студенты Института филологии МПГУ.

В конце вечера участники подвели итоги интереснейшей дискуссии, посвященной поэтическому творчеству.

 

Поэзия ― душевный опыт в слове. Давид Самойлов

Поэтический образ — это всегда трансляция смысла. Федерико Гарсиа Лорка

Поэзия — памятник, где запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов. Перси Биш Шелли

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе. Джеймс Дуглас Моррисон

Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Константин Георгиевич Паустовский

 

 

Вера ЛИПАТОВА

 

***

неужели это

правда

что я равна

твоим дивным стихам обо мне

 

***

мы с тобою

друг для друга

чистые объекты искусства

 

***

когда мы

так прекрасно

уживаемся в тексте

к чему претендовать

 

на иную реальность

 

ТОМУ КТО ПРОЧЕЛ ДО КОНЦА

единственное

что могу сказать в оправданье

 

меня била дрожь

при мысли о том

что могут подумать

 

я не лгу

 

***

то что вы видите

перед собой

существует только потому

что отличается от

меня

 

Владимир ПЫХОВ

 

Зимою снежной загрунтован холст

Для буйства красок будущих творений,

Иль это чистый лист для песнопений,

Чем удивит весною птичий хор.

 

К чему вопросы в праздной болтовне.

Всё впереди. Еще настанут сроки, –

А нынче проступают веток строки

На нежной и безмолвной белизне.

 

Мария ПАНФИЛОВА

 

*
ваза с возу взёк!
таков будет сказ:
воз ваз
в Пизу везу
на показ

вас ис дас воз ваз?
воз зрения:
всякий раз
разуй глаз!

 

воззрись:
вознамерились
вызволить воз,
воз что погряз
везя груз ваз,
ваз раззолоч
нас зло взяло
аж
груженый вазами воз тяж
ой ли
влеком битюгом
не влип ли в хлябь
влип
утоп
поверху рябь
вот тебе ябрь
да вот тебе, животина, но
что с неё взя, сучковато бревно
и то веселей
а чаво ей!

сказано ж было:
воз ваз
в Пизу, сельцо в италиях ихних,
везу на показ
прям по заказу
ексклюзивну заразу
цельный воз ваз
а сколь их, враз?
не в жисть за раз
не пе-ре-счи-та-ть
ихнюю глиняну мать!

вот же тот воз
тех, стал быть, ваз
я ж их в Пизу, да,
везу! на показ!
а как жисть? воз!
вытянули, да-с
кой что осталось от ваз!
ничо, покажем пизанцам не два, не раз:
шутка ль, сказать, -
цельный воз ваз!

 

Наталья ТРЯСЦИНА, Пермь

 

Раушен. Берег моря. Солнечные часы…

 

Раушен. Берег моря. Солнечные часы.

Белый песок сочится теплыми струйками.

Вкусен копченый окунь. Прямо с Куршской косы.

На солнце блестит золотыми чешуйками.

 

Разве такое забудешь? Балтийский рассвет

В окна заглядывал через прохладу парка.

Лучом раздвигал деревья, которым сто лет,

На яблоке желтом рефлекс оставлял яркий

 

И вернулся назад, туда, где море не спит.

Ритмично стучал метроном. И, в жерле пены

Ты вдруг услышал, как прибой с тобой говорит

О том, что недолговечны башни и стены.

 

Дмитрий ЦЕСЕЛЬЧУК

 

* * *

получались стихи

из какой-то неМЫСЛИмой чуши

как Соснора считает

живут в каждом многие души

как писал Шибутани

у личности лиц до черта

были магометане

в Будду верили и в Христа

из неМЫСЛИмой чуши

господь сотворил столько вер

наши смертные души

живут в окруженьи химер

 

* * *

С цитатником ко мне приходит Муза,

Как участковый в свой микрорайон.

Она – спасительница и обуза,

И совершенств в ней целый миллион.

Я к ней прикован цепью, как галерник.

С шуршаньем море гальку шевелит.

Глядит на небо вдумчивый коперник.

Не радуется сердце, а болит.

Please reload

Избранные публикации

Литературное шоу «Навстречу Всемирным дням поэзии»

16.03.2016

1/1
Please reload

Недавние публикации
Please reload

Архив
Please reload

© 2016 Московская организация литераторов Союза литераторов РФ