Ушёл из жизни Юрий Борисович Борев (28.05.1925– 31.07.2019)

31.07.2019

​​Не найдётся, наверное, гуманитария, да и просто студента, не знакомого с его знаменитой «Эстетикой», работами по теории литературы, изданными в России и за рубежом. Доктор филологических наук, он с 1956-го трудился в Институте мировой литературе имени Горького (ИМЛИ), однако являлся не только филологом, но и историком, культурологом, искусствоведом, автором киносценариев, книги «Сталиниада», созданной на основе интеллигентского фольклора. (Авторство этого термина принадлежит самому Бореву; исторические анекдоты, значительно рискуя, он начал собирать ещё при жизни «Отца народов»). Занимался также проблемами семиотики и герменевтики. В мае Юрию Борисовичу исполнилось 94 года, он состоял в нашем Союзе и написал блистательное предисловие к альманаху «Вектор творчества — в поисках времени» и вошёл, наряду с Юрием Мамлеевым и Евгением Рейном, в редакционный совет этого сборника.

А первые публикации писателя были поэтическими, и он продолжал слагать стихи до конца жизни, одна из книг лирики издана незадолго до 90-летнего юбилея. Мне посчастливилось общаться с Юрием Борисовичем с 1999 года, он был моим научным руководителем, когда я писала диссертацию в легендарном ИМЛИ. Примерно в то время Борев решил выйти из Нью-Йоркской академии наук в знак протеста против бомбардировок Югославии. И если встречались, чтобы обсудить научную работу, разговор как-то сам собой плавно перетекал в сторону поэзии. Мой руководитель рассказывал, какому разносу подвергли его стихотворение на страницах «Комсомолки» в 1949 году за строчку «Чтоб так же путаться в дорогах, и выбирать из них одну...». «Советский молодой человек не имеет права ни в чём путаться, — поучал критик, — а обязан сразу стоять на идеологически верных позициях!».

 

Стихотворение Юрия Борева, опубликованное в «Журнале ПОэтов»:

 

* * *

Не правда, что морозен воздух.

Нет! Он фиалками пропах.

И на деревьях зреют звёзды,

Луна запуталась в ветвях.

Я буду звёзды, как черешни,

Брать в рот, и косточки бросать.

Мир будет вечным, будет прежним:

И по утрам всегда роса.

 

Однажды, когда я участвовала в телевизионном ток-шоу «Апокриф» Виктора Ерофеева на канале «Культура» в 2011 году, редактору неожиданно пришла в голову идея позвать Борева на эфир прямо сейчас:

– Ты ведь знакома с ним?

– Надо заранее договариваться. Он — человек занятой, да и возраст преклонный, неудобно.

– Звони!

И Юрий Борисович приехал на эфир! Вид у него был очень домашний, одет в жилетку из овчинки… Но выступил, без всякой подготовки, лучше всех. Тема звучала так: «Искусство принадлежит народу».

Особая радость — брать интервью у Борева. Их, наверное, можно издавать отдельной книжкой. Приведу фрагмент интервью газете «МОЛ» — размышления учёного, не утратившие актуальности:

«Обратите внимание: последние 20–25 лет создаются талантливые, интересные произведения, но не великие. Они не появятся до тех пор, пока не будет обозначена важнейшая концептуальная идея (я пишу об этом в своей книге “Ванька-Встанька и состояние мира”). Речь идёт вот о чём: во все времена искусство обозначало формулу жизни, смысл бытия данного поколения. В Античности — "Будь героем", в Средневековье — "Подчиняйся Божественному Провидению", в эпоху Возрождения — "Делай, что хочешь!". Делай что хочешь — казалось бы, лучше не придумаешь! Однако данная идея, в конечном счёте, привела к кризису, что заметил Шекспир. Все шекспироведы мира задавались вопросом: почему Яго губит Отелло? Причины назывались самые разные: зависть, карьерные соображения, противостояние белого и чёрного цвета кожи; полагали даже, что Яго ревновал к Отелло свою жену, или наоборот — был тайно влюблён в Дездемону. Так много гипотез! А Шекспир сознательно не обозначил причину. Он показал, что формула "Делай, что хочешь", мотивирует к сотворению не только добра, Яго совершил зло без какой-либо корысти, просто так пожелал.

В каждую эпоху рождается центральная идея и, в конце концов, сходит на нет. Помните, Станислав Ежи Лец говорил: "Ну, хорошо, пробьёшь лбом стену тюрьмы, и что ты будешь делать в соседней камере?" Но это ещё ничего — всё же, какой-то прогресс. Беда нашей, постсоветской эпохи состоит в том, что вместе с распадом СССР старая парадигма была разрушена и отвергнута, а новая не предложена. Впервые в истории человечества нет новой парадигмы! И шедевров не будет, пока она не появится. Очертания её должны обрести опору в художественной реальности, которую создаст писатель. По моим прогнозам, это будет русский писатель, потому что за его плечами — мощная традиция отечественной литературы последних двух столетий. Неблагополучие мира особо полно представлено в России; именно здесь и сегодня жизнь ставит высшие метафизические социальные проблемы бытия, без решения которых стране и народу не миновать глобальных опасностей и угроз. Ясперс говорил, что суть мира полнее всего открывается в "пограничной ситуации" — на пороге смерти, русский же интеллигент всю жизнь живёт и работает в пограничной ситуации. Будем ждать и надеяться».

 

Уход человека — всегда трагедия. Но Юрий Борисович Борев прожил очень счастливую жизнь!

 

Наталья Рожкова

Please reload

Избранные публикации

Литературное шоу «Навстречу Всемирным дням поэзии»

16.03.2016

1/1
Please reload

Недавние публикации
Please reload

Архив
Please reload

© 2016 Московская организация литераторов Союза литераторов РФ