• Союз Литераторов

В поддержку XI Международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве» «Поэзия Латинской Америки и Росс


С 1999 года в Москве проводится Биеннале поэтов, в котором неоднократно принимали участие члены нашего Союза. Тема нынешнего фестиваля — «Поэзия Латинской Америки и России». В поддержку этого международного проекта 28 ноября в Музее экслибриса и миниатюрной книги, что на пересечении улиц Пушечная и Кузнецкий мост, состоялась необычная встреча под названием: «Эквадор — родина шоколада. Шоколад в поэзии Серебряного века и современной российской поэзии. По страницам самой маленькой в мире литгазеты «МОЛ».

Как раз к Биеннале вышла наша литгазета, самая маленькая в мире (5 на 10 см), приуроченная к 170-летию фабрики «Красный Октябрь», предприятию шоколадному с ароматами ещё и какао и леденцов, а тут уж и кофе ощущается рядом.

«…Плывет к нам из далеких стран

Какао через океан.

Росло на солнцепеке –

В Америке далекой,

И, миновав моря, Неву

Въезжает поездом в Москву!»

Автор этого отрывка из поэмы 1925 года – Елизавета Тараховская (1891–1968) – поэт, драматург, переводчик, сестра поэтов Софии Парнок и Валентина Парнаха, основателя парижской литературной группы «Палата поэтов» и создателя первого отечественного джазового оркестра.

А вообще в России шоколад появился позже, чем в Европе, но с XVIII века восторг от этих заморских радостей выходит на страницы книг и журналов и тесная «шоколадная связь» Латинской Америки и России уже никогда не прерывается. Вот, к примеру, у Григория Потёмкина-Таврического «время до обеда проходило в том, что он пять-шесть раз пил то кофе, то шоколад, закусывая ветчиной или цыпленком». А вместе с шоколадными мотивами приходят и изысканные «ароматы поэзии» Серебряного века:

«Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит.

Прозрачный стакан с ледяною водою.

И в мир шоколада с румяной зарею,

В молочные Альпы мечтанье летит…

(Осип Мандельштам)

…Быть как стебель и быть как сталь

В жизни, где мы так мало можем.

Шоколадом лечить печаль

И смеяться в лицо прохожим!

(Марина Цветаева)

Ведущая вечера поэт Наталья Рожкова создала в Музее экслибриса и миниатюрной книги атмосферу непринуждённую, всех гостей и участников угощали вкуснейшими юбилейными шоколадными конфетами ручной работы. Их подарили собравшимся на поэтический вечер наши гости – Нина Викторовна Кузнецова, начальник управления «Мир шоколада» холдинга «Объединённые кондитеры», руководитель музейных проектов и Марина Николаевна Жданович, заместитель директора Музея истории шоколада и какао «Мишка». Если помните, в старом советском мультике невоспитанный Дракоша, вместо того, чтобы слушать интересную экскурсию на кондитерской фабрике, всё время занудно вопрошал: «А когда конфеты давать будут»? Вот их и давали — всем выступающим сидевшая за специальным столиком поэт Кристина Усова предлагала к конфетам ещё и чашечку кофе. После работы или дальней дороги – из Люберец на Пушкинскую, например, – был очень кстати ароматный кофе с шоколадом.

При подобном, а, скорее, бесподобном сочетании вкусностей, перед внутренним взором могут явиться и плантации кофе где-нибудь в Латинской Америке, дальний Эквадор, майя, ацтеки, даже строки из Габриэлю Гарсиа Маркеса – короля поэтической прозы – «…скрасит ей одиночество и избавит от проклятого морфия, который её безрассудная мольба бросила в кофе Ремедиос…»

Дмитрий Цесельчук

сначала грызла штукатурку

но это мне не помогло

потом совсем спалила шкурку

а пламя лишь слегка ожгло

жизнь продолжается напрасная

неблагосклонная ко мне

а вот Ремедиос Прекрасная

возносится на простыне

В «СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА» ТРОПЫ ТОРЯ

И слёзы текут из меня Как из камня

Сочатся Но камень живому не ровня

Кто сжал мое сердце извлёк из гортани

и в мох опустил у ручья на закланье

и вывел родник из надтреснутой тверди

смерть превозмогая в смердящем усердье

к скрипичному скрипу разбитых уключин

как зверь приручён и как птица приучен

в свою рукавицу впиваться когтями

взмыть в точку и камнем расчесться с гостями

такими ж как мы и в похожей одёжке

кто в шкурке кто в перьях кто в суперобложке

Удар и разрублен как саблею череп

к застолью спешит муравьиная челядь

вылизывать кость догола языками

по стёжкам-тропинкам ногами-руками

стотысячеглавой семьёй семеня

набычивши лбы мчаться мимо меня

в «Сто лет одиночества» тропы торя

Я видел таких в угольках янтаря

застывших скупым иероглифом смерти

Не верьте словам моим Камню поверьте

слезам родниковым подспудным ключам

что вдруг проступают из глаз по ночам

Читали поэты свои стихи практически в режиме нон-стоп, стихи, воспевающие и шедевры латиноамериканской литературы и просто состояние радости или особой поэтической сосредоточенности при написании текста.

Игорь Бурдонов

CREDO

Когда я сижу в глубоком кресле,

Ноги укутав в тёплый плед,

Я думаю: нету полезней ремесел,

Чем делать кресла и тёплый плед.

Когда выхожу на крыльцо

Своей одинокой виллы,

Я к небу пускаю кольцо

Табачного терпкого дыма.

И мысль у меня возникает,

Извечно нова, как пятак:

Незнакомые люди в далёкой Гаване

Делают для меня табак.

Когда в камине огонь горит,

Светом неярким своим освещая

Лишь маленький стол, на котором стоит

Чашка горячего крепкого чая,

Я думаю о тех, кто работает

На далёких чайных плантациях

Где-нибудь во влажных субтропиках,

Чтобы доставить мне приятное.

Я думаю это не просто так,

Я вижу в этом знамение.

Ведь каждому ясно – не каждый дурак

Пьёт кофе с черничным варением.

.

Со своими стихами выступили Людмила Серова, Александр Воловик, Ольга Яшина, Наталья Загуменнова, Тамара Бетоньян, Борис Илюхин, Ингрид Кирштайн, Татьяна Пацаева, Виктор Коллегорский, Аксана Халвицкая, Вера Липатова, Елизавета Чёрная.

Кристина Усова