• Союз Литераторов

О НАС ПИШУТ

В 2017 году у нас появилась книжная серия «Память сердца». В этой серии было представлено несколько книг наших авторов, на некоторые из них мы получили отклики, с ними мы и хотим познакомить активно читающую публику.


Д. Цесельчук “Сорок лет по дороге в Крым”

Союз литераторов России. М., 2017



В Крыму Дмитрий Цесельчук обрёл своего гения места. Здесь прошли незабываемые дни детства и юности, на этой земле родился его внук. И вот спустя сорок лет поэт вновь в январе–феврале 2017 года посетил эти места, свой любимый ЮБК — южный берег Крыма:


С берегом милого Южного Крыма

Связан родным языком

Всякая малость тут с детства любима

С каждым пригорком знаком


Этот стихотворный цикл необычен тем, что в нём изображена крымская природа зимой. Читатель, не бывавший в Ялте в это время года, может представить её по фильму “Асса”. Но и Дмитрию Цесельчуку удалось нарисовать картину южной зимы с её налетающими штормами и внезапным снегом: “В Ливадии опять зима / присыпаны порошей пальмы”, “И кипарис опять зелён средь снежного погрома”, “Последствия от снегопада / для Ялты — сумасшедший дом”.

В “Балладе о шторме” поэт пишет: “Без шторма как судить о море”, “Он куролесит будто чёрт”.

В стихотворении “Ялту засыпал снег” возникают образы озябших кошек: “Шторм не затихает / не умирает в кошках страх / куда идти в промокших шкурках / как непогожий скрасить день / улыбок нет у них на губках”; кошара появляется и потом: “И вновь урчит под боком море / кошарой в смежном коридоре”. Поэт, судя по всему, неравнодушен к этому хвостатому племени. Кошку, готовящуюся к курортному сезону, мы встречаем и в стихотворении “Ливадийская кошка”.

Южный Крым у Цесельчука просто кишит птицами, рыбами, кошками. Много удачных сравнений: спины дельфинов похожи на мокрые сливы, “Никитский склон на голубом / чем не уставший ослик”. Природа динамична, олицетворяется, рождает у поэта философские мысли, выраженные в актуально-публицистической манере:


Бросает чаек шквал морской…

А стаи уток день-деньской

Кефаль снимают с пальцев

У белогривых бурунов

Не поднырнув под гребень

Мир безальтернативно нов

И тем великолепен.


Цесельчук видит в крымской природе и мифологические образы. Так возникает метафора “циклопий глаз” солнца: “Затягивает поволокой бухты / Как у циклопа солнца выбит глаз”.


Но знаю точно утром солнце будет

Оно из моря возникает тут

и нас своим циклопьим глазом будит.


Ялта, Ливадия, Масандра, Коктебель, Кара-даг — эти названия звучат для поэта волшебной музыкой. Он увлечён поэтическими образами и легендами Крыма. Красочно-выразительно описана история Медведь-горы. Поэтический текст дополняется обстоятельными интересными сносками, объясняются сами топонимы и то, что с ними связано: Кара-Даг, Сапун-гора, Никитский Склон. Упоминаются малоизвестные читателю гора Авунда, мыс Мартьян.

Размышления о божественном величии крымской природы чередуются с зарисовками повседневной жизни крымчан, обращаясь к которой поэт смело использует разговорно-бытовую лексику: “А Коктебеля Кара-Даг / скажи какой красавец”; “плещет поток барабулек / может быть и луфарей”, “со всех сторон на тебя кагалом прут”.

Поэта волнует “истории глубокий срез” Крыма, древний Херсонес, окрестности Севастополя, сохранённая красота Ливадийской резиденции царя: “Стоит в Ливадии дворец / И в выправке своей гусарской / Он как и прежде молодец”. И сегодня так же современно звучат слова: “Крым не достался нам задаром / втридорога — наоборот”.

Дмитрий Цесельчук пишет о Крыме как человек, сроднившийся с этой землёй, пустивший в неё корни, разлучённый с ней на долгих сорок лет и снова вернувшийся в свой рай, благословенную Тавриду, которую не забудет уже никогда:


Застынут в памяти навеки

Как солнца пламенные реки

Как рёв прибоя как дельфины —

Мозаика одной картины

С коротким зонгом ЮБК


Профессор кафедры русской и зарубежной

литературы Крымского федерального

университета им. В.И. Вернадского,

доктор филологических наук Л.М. Борисова



Отзыв на книгу Натальи Рожковой «Читаю взахлёб мемуары…»



Первая часть книги Н. Рожковой «Читаю взахлёб мемуары…» (М.: Союз литераторов России, 2017), вышедшей в книжной серии «Память сердца» (библиотека альманаха «Словесность»), представляет собой литературоведческое исследование на тему «Военные мемуары как история и как литература».

Автор подчеркивает, что воспоминания о войне занимают особое место среди документального материала, в котором запечатлелась история войн. В сравнительно небольшой работе Н. Рожковой удалось проследить развитие жанра мемуарной литературы, начиная с XI века до наших дней. Так, автор отмечает, что черты, свойственные этому жанру, присутствуют ещё в древнерусских летописях.

Несомненным достоинством является список литературы о Великой Отечественной войне, использованный в книге. Это военные мемуары, художественные произведения, публицистика как отечественных, так и зарубежных авторов.

Н. Рожкова справедливо утверждает, что спустя годы человек по-иному осмысливает пережитое им когда-то. В подтверждение этой точки зрения автор приводит слова А.А. Ахматовой: «…двадцать процентов мемуаров так или иначе фальшивки. Человеческая память устроена так, что она, как прожектор, освещает отдельные моменты, оставляя вокруг неодолимый мрак. При великолепной памяти можно и должно что-то забывать» (С. 8). Для того чтобы результат исследования был объективным, автор опирается и на опубликованные воспоминания немецких офицеров (Л. Штейдле, И. Видера).

Будучи увлеченным исследователем, Н. Рожкова привлекает к работе как известные произведения, так и литературу, которая многие годы оставалась недоступной читателям. Примером служат «Записки военного хирурга» А.С. Коровина, о которых можно сказать: «Они поражают правдивостью и вызывают закономерный вопрос: как это удалось издать в 1948-м? Нет упоминаний о руководящей роли партии, о Генералиссимусе… Неудивительно, что в том же году книга была запрещена за публикацию слишком откровенных и жестоких, с цензурной точки зрения, моментов» (С. 6).

Одной из наиболее интересных частей работы является глава «Мемуары и художественные произведения фронтовиков». Н. Рожкова выделяет нравственную проблематику прозы И. Виноградова, В. Астафьева, В. Быкова, Е. Носова: «Погибает один боец, но вместе с ним уходит в небытие целая вселенная. Осмысляя гибель индивидуальности как непоправимое крушение целого мира, трагедия вместе с тем утверждает прочность, бесконечность мироздания» (С. 17).

Подводя итоги своего литературного труда, Н. Рожкова приходит к выводу: «Важное качество военных воспоминаний – воскрешение образов малоизвестных героев. Но самое главное – свидетельства людей, прошедших через ситуации, когда стресс становится чуть ли не нормой, содержат бесценный материал по психологии войны» (С. 28­-29). Исследование содержит немало глубоких и интересных мыслей и фактов. Неслучайно за свою монографию в 2006 году Н. Рожкова была удостоена премии «Словесность».

Вторая часть книги называется «Маленькие эпизоды большой войны». В нее вошли воспоминания автора о своем деде, Герое Советского Союза (1945), командарме С.Г. Поплавском, занимавшем также в 1945–1956 годах должность заместителя министра обороны Польской Народной республики. Эта часть книги органично дополняет проведенное Н. Рожковой исследование и дополнительно освещает некоторые интересные события Второй мировой войны.


П. Л. Чуйков, литератор, кандидат филологических наук

21 views0 comments

© 2016 Московская организация литераторов Союза литераторов РФ