• Союз Литераторов

Борис Семенович Пинскер (5 февраля 1947 г., СССР – 18 сентября 2021 г., Израиль)


Экономист, публицист, переводчик, с 1991 по 1998 год руководил издательством "Catallaxy", член Союза литераторов с момента его основания. В издательстве "Catallaxy", вышло несколько десятков переводных книг по экономике всемирно известных авторов, выходили поэтические сборники, например, книга Анны Гедымин «Сто одно стихотворение». Приведём лишь небольшой список книг, изданных в 90-ые гг.в переводах Бориса Пинскера: Ф.А.Хайек. "Опасная самонадеянность", Пол Хейне. "Экономический образ мышления". 1997, Н.Розенберг, Л.Е.Бирдцелл, мл. "Как Запад стал богатым", Л. Мизес. "Социализм" (1994), Л.Мизес. "Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность", Сборник статей Рональда Коуза "Фирма, рынок и право", Сборник "От плана к рынку. Будущее посткоммунистических республик", под ред. Л.И. Пияшевой и Дж.А. Дорна (1993)и др. Борис принимал самое активное участие в жизни Союза литераторов до своего отъезда в Израиль. Помещаем публикацию Б.Пинскера из газеты «МОЛ», 2005 г.:


Борис ПИНСКЕР


ДВЕ ЛОШАДИНЫХ ЗАДНИЦЫ ИЛИ ШИРИНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОЛЕИ


В США стандартная ширина железнодорожной колеи (расстояние между рельсами) составляет 4 фута 8,5 дюйма. Откуда взялся этот странный стандарт? Потому что именно такова была ширина железных дорог в Англии, а железные дороги в США создавали английские эмигранты. А почему англичане выбрали именно такую ширину? Потому что первые железные дороги строили те же самые люди, которые создавали рельсовые пути в дожелезнодорожную эпоху, и они использовали именно этот стандарт. А почему они использовали именно такой стандарт? Потому что они использовали те же меры, производственное оборудование и оснастку, которые они использовали при создании карет и тележек. Отлично! А почему у карет и тележек была выбрана именно такая длина оси? Очень просто – при любом другом расстоянии между колесами экипажи мгновенно ломались бы на старых британских дорогах, где именно такова была ширина колеи. А кто строил старые дороги, на которых колеса экипажей выбили колеи именно такой ширины? Первые мощеные дороги в Европе (и в Англии) строил императорский Рим для своих легионов. Дороги были очень прочные и дожили до тех времен, когда началось строительство железных дорог. Колею на этих дорогах выбили еще обозные телеги легионов, которые строились по одному образцу, а потому длина оси у всех повозок была одинакова. После этого все строители телег, повозок и карет были вынуждены придерживаться этого стандарта, потому что иначе у них на этих дорогах ломались бы оси. В США ширина железнодорожной колеи составляет 4 фута 8,5 дюймов только потому, что такую длину оси установили римские военные инженеры. Бюрократические стандарты вечны. Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей. Далее в нашей истории следует зигзаг. Когда Шаттлы готовят к старту, к возвращаемому ракетоплану присоединяют два разгонных модуля на твердом топливе. Эти разгонные модули изготовляет корпорация Thiokol на своем заводе в штате Юта. Инженеры-разработчики предпочли бы делать их более крупными, но разгонные двигатели приходится доставлять на космодром по железной дороге, на которой встречаются туннели. Диаметр разгонных модулей должен быть таким, чтобы они проходили через эти туннели. Диаметр туннеля чуть больше, чем ширина железнодорожной колеи, а она, как вам теперь известно, в точности равна ширине двух лошадиных задниц.Таким образом, внешние параметры космических кораблей Шаттл были установлены более двух тысячелетий назад, и единицей измерения был лошадиный круп....А вы думали, что лошадиная задница – это пустяк?


Дмитрий Цесельчук


НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ (23.07.12.Купавна)


«…Купаюсь в море, много бываю на солнце, чего-то ем и пью, отчего гармония и счастье. Новости из РФ укрепляют в намерении никогда не возвращаться».

Из письма Бориса Пинскера. Израиль. 23.07.2012.


1


Из глубины отчаянья на свет

Вдруг вынырнешь в земле обетованной

И ты поймёшь исхода лучше нет

Чем старость скоротать в земле желанной

Где если хочешь выучишь иврит

А не заладится – сгодится русский

Тут место есть для всех Антисемит

И тот заговорит тут «по-французски»


За то что злобным прозвищем «француз»

Он заклеймлял безвинного еврея

За схожесть профиля? Тут нос на вкус

Любой найдёшь Тут уды Гименея

Будто носы свисают не с небес ли?

Ничто не прорастёт Однако если


2


Ничто не прорастёт Однако если

К предмету сам не прилагаешь рук

А что понудить может? Уж не бес ли

Откуда-то вдруг вынырнет и сук

Подпилит угнездиться на котором

Ты счастлив был лишь полчаса назад

И называл что не по нраву вздором

В сук дюйм за дюймом вдавливая зад


И вдруг заверещал: адепты – суки

В мой ноутбук засунули свой нос

Отыщется ль такой кто на поруки

Мог взять меня а не послать донос

Как водится – семь бед один ответ:

Получишь из Израиля привет


3


Получишь из Израиля привет

Да собственно могли бы быть и Штаты

Вот Янкелевич с Женей тет-а-тет

Сойдясь в России не были б женаты

Американец с русской чтобы в ЗАГС

Сходить – вдвоём уехали на Кипр

Изволив там вступить в законный брак

В РФ бюрократичен этих игр


Бессмысленно-затейливый узор

Возможно что от них бежишь ты Боря

Пускай прибоем твой полощет взор

Божественное ласковое море

Нет не сбежать ни бесу ни невесте

От Пинскера и угнездившись в кресле


4


От Пинскера и угнездившись в кресле

Все же ушла законная жена

Да не одна Я не из чувства мести

Всех извещаю Мог послать бы на

Тех кто в досье нос всовывает Другу

Добросердечно хочется помочь

Очередную мог найти супругу

Да где угодно Собственную дочь


Хоть старшую хоть младшую он спросит

И те ему ответят хором: пап

Хоть ходока порою и заносит

Но ты поладишь и с десятком баб

Я б плюсанул ещё: на склоне лет

Замыслив отписать ему ответ


5


Замыслив отписать ему ответ

Пришел я в замешательство отчасти

Хотя я сам уже и стар и сед

И был не у одной мамзель во власти

Что собственно я предлагаю Боре

До судных дней не покидать РФ?

Мог шапку-невидимку сжечь на воре Лишь записной министр ну скажем Греф


А остальным кусать экономиста

Такого ранга что имел Борис

Не по зубам А дело-то нечисто

Будь ты хоть клерк хотя бы и министр

Жизнь хоть разок не на глазок расчисли

То разные на ум приходят мысли


6


То разные на ум приходят мысли

А то одна сплошная чепуха

Не хочешь раком встать но только свистни

Твои добудут мигом потроха

Менты прошу икскьюз ми полицаи

(В ретроспективе всё-таки менты!)

Сидят в каптёрке словно порицая

Тебя что в обезьяннике уж ты